Недемонические демоны Руси


Или, Как зарождалась вера в домовых, леших, водяных

Известный историк религии А.Никольский придерживался мнения, что киевские монахи, создавая собственную, отличную от европейской, теорию беса, подсознательно приспосабливали жившие в их душах образы низших божеств языческого пантеона к канонам христианства.

...Не будучи в силах достичь полного превращения днепровцев в христиан, видя тщетность своих убеждений в том, что языческих богов нет в действительности, а существует лишь один христианский бог, священники пошли на такие же уступки прежней вере, какие в свое время вынуждена была сделать и греческая церковь: они признали реальность существования всех бесчисленных славянских божеств, приравняв их к бесам, и святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на месте прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, на которые ранее приходились языческие. Но этот прием не достиг своей цели. Не говоря уже о народной массе, которая благодаря ему могла изменить только номенклатуру, но не суть своих верований, он открыл широкую дорогу для двоеверия и среди высшего слоя киевского общества. Киевские монахи и священники из славян уверовали в теорию беса; существование беса, утверждаемое христианством, только упрочило их веру в прежних кумиров и дало возможность заменить христианскую теорию беса доморощенной: враг рода человеческого потому его враг, что его теперь не кормят. Полтора века спустя эта упрощенная теория заменилась другой, уже считавшейся с христианской теорией беса: когда приверженцы сатаны были низвергнуты, то попавшие в воду стали водяными, в лес — лешими, в дома — домовыми и т.д.; языческие области — это страны, где царствует диавол, который в 988 г. горько плакался: "Увы мне, яко отсюда прогоним есмь! еде бо мнях жилище имети, яко еде не суть учения апостольска, ни суть ведущие бога, но веселяхея о службе их, езе служаху мне, и се уже побежден есмь от невеигласа сего, а не тот апостол, не от мученик, не имам царствовати в странах сих". Многочисленные рассказы летописи Киево-Печерского Патерика свидетельствуют о живости и яркости этой веры в бесов. Из целого ряда курьезов этого рода чрезвычайно характерен рассказ о том, как греческий монах Исакий (из купцов) терпел искушения от бесов. Бесы страшили его в виде медведей, мышей, жаб и всяких гадов, а другой раз являлись к нему в виде двух прекрасных юношей, рекомендовавшихся ему в качестве ангелов, и предупредили его о предстоящем визите к нему самого Христа! Когда он им поверил, то собралась бесов "целая улица", один представился Христом, прочие стали играть в бубны, сопели и гусли, а Исакия заставили плясать до тех пор, пока он не упал мертвым. Содержание этих галлюцинаций дано старыми элементами мифа и культа — верой в оборотничество и переселение душ — и обычаями дохристианской оргиастической обрядности. Как ни отгоняли Исакий и другие подобные ему от себя эту старую веру, она постоянно возвращалась к ним в виде "бесовского действия".

В народной среде церковная теория беса, напротив, прививалась плохо; бесчисленные духи и мелкие божества народного пантеона не исчезли и даже не переменили своих свойств, только некоторые стали казаться враждебными человеку, потому что последний перестал кормить их. Бес занял место рядом с ними; если мы всмотримся в фигуру беса, как он изображается в сказках, мы не найдем в нем никаких признаков демонического духа зла и ада, каким он рисуется в христианской демонологии. Он любит подшутить над человеком, но часто подчиняется ему и оказывает услуги; он столь же близок к человеку, как любое другое существо природы, живет под землей или в омутах и ничуть не страшен. Сказка изображает его скорее в комическом, чем в отвратительном или ужасном виде. По мере затемнения прежних верований с фигурой беса часто стали сливаться фигуры водяного и лешего; но это слияние не уничтожило самостоятельных представлений о последних и происходило само собой, а не под влиянием теории первых доморощенных днепровских богословов. Можно сказать, что христианство сначала лишь обогатило лесной и водяной олимпы новым представителем. 

Подготовила Е.ЕРМАЧЕНКОВА
Опубликовано: "Интересная газета" (Киев), №7(106), 2002 год

© Украина Аномальная
При копировании материала ссылка на источник обязательна
Категория: разное | Добавил: ufodos (13.01.2011) | Автор: Е.Ермаченкова Просмотров: 3750
| Теги: история, вера, религия
похожий материал


Всего комментариев: 0



А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ?
Имя *:
Email:
Код *:
ПРАВИЛА



Новости по теме
8-ми летняя история призрака с Голубых озер
Украина прощается с первым космонавтом
Над обширной территорией Украины пронесся НЛО
Карпатский болид: 16 лет безуспешных поисков
Умер Александр Васильевич Белецкий
НЛО активизировались над древнейшим городом Украины
Ставшая популярной шаровая молния из Одессы
Синевир - как главный объект мистического туризма на Закарпатье
В Украине снова видели Йети: в Запорожье
Умер Вадим Александрович Чернобров

Знаете ли вы, что...
По статистике, активность НЛО зависит от астрономических явлений. Скажем, фляпы возрастают в периоды наибольшего приближения Марса к Земле, в новолуние и полнолуние, а также в 11-летний период солнечной активности

В этот день...
Сегодня (30 лет назад) 25 мая в 1988 году абдукция Джека Вайнера и его жены Мэри в горах в штате Вермонт (США). О том, что с ними творилось на борту НЛО они сами узнали только после гипнотических сеансов (15 сеансов гипноза за 14 месяцев составили медицинский отчет из 700 страниц). ...

Возраст посетителей сайта Украина аномальная
Всего ответов: 4285


Сказано...
Жак Валле

Люди науки довольно странно реагируют на сообщения об НЛО. Сталкиваясь с этой проблемой, они идут на отрицание элементарных правил научной порядочности, позволяя себе действовать так, что менее образованным людям феномен не кажется наиболее странной загадкой современности