Апофеоз беспочвенности


Вопрос о научной парадигме, то есть о том, что официальная наука признает "ненаучным", давно волнует философов. Ниже мы приводим отрывки из части II (пункт 44) книги "Апофеоз беспочвенности" Льва Шестова, опубликованной им еще в 1905 г. Имя Л. Шестова, эмигрировавшего из России в 1920 г., в нашей стране старательно вытравливалось из памяти на протяжении долгих десятилетий. Прозванный на Западе "горящей русской землей", Лев Шестов сегодня снова с нами, так как мы можем читать его творения и обсуждать их с самой широкой аудиторией.

Опыт и наука

Лев Исаакович Шестов (при рождении Иегуда Лейб Шварцман; 31 января (13 февраля) 1866, Киев — 19 ноября 1938, Париж) — философ-экзистенциалист)

Как известно, наука не признает опыта во всем его объеме и по существу признать его не может. Огромное количество единичных фактов выбрасывается ею за борт как излишний и ненужный балласт. Она принимает в свое ведение только те явления, которые постоянно чередуются с известной правильностью; самый драгоценный для нее материал — это те случаи, когда явление может быть но желанию искусственно вызвано, когда возможен, стало быть, эксперимент... Она признает истинным только такие суждения, которые могут быть проверены всяким и всегда. Не ясно ли, что этим она превышает пределы своей компетентности? Опыт гораздо шире, чем научный опыт, и единичные явления говорят нам гораздо больше, чем постоянно повторяющиеся. Наука полезна — спору нет, но истин у нее нет и никогда не будет. Она даже не может знать, что такое истина, и накопляет лишь общеобязательные суждения. Между тем, по-видимому, существуют и всегда существовали и ненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили, если не к самому познанию, то к его преддверию, но мы так опорочили их современными методологиями, что не смеем и думать о них серьезно. Ведь просиживали астрологи, алхимики, гадатели, кудесники в течение многих лет целые ночи напролет наедине со своими думами, — кто дал право утверждать, что они попусту убивали время?..

Все суждения имеют право на существование, и если уже говорить о привилегиях, то нужно отдать предпочтение тем, которые теперь наиболее всего находятся в загоне, т.е. таким, которые не могут быть проверенными и стать, в силу этого, общеобязательными...

Если в вас привычка "объективной проверки" настолько убила природную восприимчивость к жизненной правде, что вы уже не полагаетесь ни на свое зрение, и на свой слух и доверяете только показаниям не зависящих от вашей воли приборов, ну, тогда, конечно, вам ничего не остается делать. Держитесь убеждения, что наука есть совершенное знание и обобщение. Но если вы сохранили живые глаза и чуткий слух, — бросьте инструменты и приборы, забудьте методологию и научное донкихотство и попытайтесь довериться себе. Что за беда, что вы не добудете общеобязательных суждений и увидите в баранах баранов? Это шаг вперед, может быть. Вы разучитесь смотреть вместе со всеми, но научитесь видеть там, где еще никто не видел, и не размышлять, а заклинать, вызывать чуждыми для всех словами невиданную красоту и великие силы. Повторяю, недаром астрологи, алхимики и гадатели пренебрегали экспериментальным методом, который, к слову сказать, вовсе не есть изобретение нового времени, а существует столько лет, сколько существует на земле жизнь. И животные экспериментируют, только не сочиняют трактатов по индуктивной логике и не гордятся своим мышлением...

Но животным часто инстинкт помогает там, где не хватает опыта. А у нас, людей, разве достаточно опыта? И разве опыт может дать то, что нам нужнее всего? А раз так, пусть наука, вместе с ремеслом, служит нуждам повседневности, пусть философия, тоже жаждущая служить, отыскивает общеобязательные истины. Но за ремеслом, наукой и научной философией есть еще область знания. Во все времена люди, каждый на свой страх и риск, стремились к ней. Неужели мы, люди XX века, добровольно откажемся от своих суверенных прав и из боязни общественного мнения займемся исключительно добыванием полезных сведений?..


Из книги одесских уфологов И.Н.Ковшун, В.И.Ковшун, "Астрология, "летающие тарелки", аномальные явления в свете культурологического эссе" (Одесса, "АстроПринт", 1999 год). Для публикации любезно предоставил соавтор Владислав Ковшун. OCR: Ярослав Сочка (УФОДОС), март 2011 года
© Украина Аномальная
При копировании материала ссылка на источник обязательна
Категория: Наука и аномалии | Добавил: ufodos (24.03.2011) | Автор: И.Н.Ковшун, В.И.Ковшун Просмотров: 3932
| Теги: наука, Ковшун, философия
похожий материал


Всего комментариев: 0



А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ?
Имя *:
Email:
Все смайлы
Код *:
ПРАВИЛА



Новости по теме
Украина запланировала построить Лунную базу... в 2062 году
Украина входит в летний коридор затмений
О запорожской Хортице сняли серию для телеканала ВВС
8-ми летняя история призрака с Голубых озер
Украина прощается с первым космонавтом
Над обширной территорией Украины пронесся НЛО
Карпатский болид: 16 лет безуспешных поисков
Умер Александр Васильевич Белецкий
НЛО активизировались над древнейшим городом Украины
Ставшая популярной шаровая молния из Одессы

Знаете ли вы, что...
Услугами американской компании "UFO Abductіon Іnsurance Company", выплачивающая 10 миллионов долларов "в случае доказанного факта похищения вас инопланетянами", воспользовались почти 50000 человек во всем мире

В этот день...
Сегодня (53 лет назад) 23 октября в 1965 году встреча Джеймса Таунсенда с пилотами НЛО - тремя маленькими цилиндрами на ногах не толще карандаша (дорога №27, шт.Миннесота, США). ...

Каково Ваше мировоззрение?
Всего ответов: 1116


Сказано...
Иммануил Кант

В царстве природы все миры и системы по сравнению с мирозданием в целом - лишь пылинки. Посреди стольких сфер лишь те области могут быть пустынны и ненаселены, где не могут обитать разумные существа, являющиеся целью всей природы