Главная » 2013 » Март » 25 » В Ужгороде все еще изучают Вселенную и делают неординарные открытия

В Ужгороде все еще изучают Вселенную и делают неординарные открытия

Несмотря на отсутствие нового оборудования, дырявую кровлю и хроническое недофинансирование, в Ужгороде все еще изучают Вселенную и делают неординарные открытия. Обсерватория УжНУ - единственная в Украине наблюдает за неуправляемыми спутниками Земли. Здесь все еще занимаются высокими технологиями и научными исследованиями, хотя не получают за это ни благодарности, ни признания от государства. Ужгородские ученые имеют в своих базах уникальные разработки и открытия, которые упростили бы выведение в космос искусственных спутников Земли. Сюда за помощью обращаются другие государства. Украина, говорят в лаборатории, могла бы использовать наши исследования и выигрывать международные гранты или проекты. Однако пока это остается невостребованным...

Ужгородские ученые первыми увидели первый искусственный спутник Земли

Более полувека назад в Ужгородском, в то время государственном университете, основали лабораторию космических исследований, ее возглавила Мотря Братийчук (эта женщина в течение 42 лет руководила станцией, имела немалые заслуги в научном изучении космоса. За это и присвоено малой планете под номером 3372 ее имя). Как и во всем Советском Союзе, тогда этот объект был засекреченным и работал исключительно на задачи из центра. Первая задача поступила 6 октября 1957 года - за два дня до того на околоземную орбиту вывели первый искусственный спутник Земли, положили начало космической эры во всем мире. "Военные "вели" этот спутник в радиодиапазоне, а мы должны были «поймать» его в оптическом режиме, - рассказывает научный руководитель лаборатории Виталий Епишев. - Поэтому 6 октября Мотря Братийчук собрала своих студентов, чтобы отследить объект. Шести лучшим ученикам выдали специальные часы, чтобы зафиксировать время прохождения. Трое из них, откровенно говоря, как-то растерялись, но потом все собрались и на фоне конкретной звезды зафиксировали прохождение спутника, определили время, все записали... А за две минуты увидели еще один объект, его также записали и в закодированном виде отправили информацию в Москву. Оттуда пришел ответ, что должен быть только один объект, и какой из них спутник - непонятно, возможно, в Ужгороде допустили ошибку. Но уже через некоторое время, когда спутник отследили в Пулкове под Ленинградом, там также увидели два объекта на орбите. Тогда начали анализировать данные и выяснили, что за спутником летела степень отколовшегося ракетоносителя. В Москве признали: военные отслеживали спутник при помощи радиосигнала, а ракета никаких сигналов не давала, поэтому они и не знали об этом. Нам тогда прислали отличия и премию. Это означало, что ужгородцы не ошибались, а наоборот, очень хорошо и четко выполнили свои задачи». Собственно, так и получилось, что первой профессионально зарегистрированной точкой следа первого спутника Земли на карте звездного неба в Центре управления полетами космических аппаратов была признана именно та, которую нанес на карту тогдашний студент III курса, а позже профессор физфака УжНУ И. Алексахин.

Основателем лаборатории космических исследований Ужгородского национального университета была Братийчук Мотря Васильевна (укр. Братійчук Мотря Василівна). Она была руководителем лаборатории в течение 44 лет.

По информации сайта кафедры оптики физфакультету УжНУ, в конце 70-х годов ХХ века коллектив лаборатории УжНУ занял ведущие позиции в области распознавания неизвестных космических объектов. Установка мощной фотокамеры СБГ и своевременные разработки специальных методик позволили ужгородским ученым более 15 лет, практически до 2002 года, оставаться на передовых позициях в сети наблюдений геостационарных спутников (ГСС), которая существовала на территории СССР и СНГ. «В целом в начале 90-х годов прошлого века ЛКД стала едва ли не единственным коллективом на территории бывшего СССР с таким уникальным по составу аппаратурным комплексом и соответствующей разносторонней тематике, которая хорошо соответствовала требованиям времени в области наблюдений за искусственными спутниками Земли и использования их результатов», - добавляет руководитель лаборатории.

Также Лаборатория космических исследований УжНУ отмечается еще и тем, что здесь была проведена первая лазерная локация на территории Советского Союза, применен метод фотографии.

Параллельно с научными исследованиями на базе факультета открыли аспирантуру и начали готовить молодых ученых - за неполные 40 лет работы лаборатории специализацию по астрофизике закончили около 400 выпускников физического факультета УжНУ.

За помощью к ужгородским ученым обращаются из разных стран

Добрая история - не значит хорошее настоящее. С независимостью Украина потеряла связи, возможности для использования уникальных разработок. Наука начала приходить в упадок. Та же участь постигла и лабораторию космических исследований - ее научные разработки действительно уникальные, но поскольку в государстве в целом хватает средств на изучение космоса и подобные вещи, все эти достижения пока не востребованы. Несмотря на это, ужгородские ученые остаются единственными в своем роде, поскольку имеют такую ​​базу разработок, которыми не может похвастаться ни один подобный центр Украины. Об этом рассказывает сам Виталий Епишев: «Кроме нас, задача отслеживать неуправляемые искусственные спутники Земли (ИСЗ) выполняют и Львовская и Одесская обсерватории. Они также являются университетскими обсерваториями, однако мы идем впереди них, поскольку не только обнаруживаем ИСЗ и фиксируем их местонахождение, но и делаем расчеты, анализируем траекторию движения и т.д. Для этого есть специальные программы, которые разрабатывали в предыдущие годы и которые себя сейчас часто оправдывают.

Епишев Виталий Петрович — член МАС, доцент, с 2001 года является научным руководителем Ужгородской лаборатории космических исследований

«Например, в августе-сентябре 2010 года в Ужгород поступил запрос через Киев, когда потерял управление египетский спутник «EgyptSat», к изготовлению которого имело отношение наше КБ «Южное», - рассказывает В. Епишев. - Гарантию на спутник давали на 5 лет, а тут за 3,5 года он вышел из строя. Это грозило Украине большими штрафными санкциями и потерей авторитета. На основе фотометрических наблюдений из разных украинских пунктов, которые все собрали у нас, ужгородские ученые с помощью своих уникальных разработок и программ провели всесторонний анализ поведения на орбите ИСЗ «EgyptSat» в нештатной ситуации. Тогда удалось обнаружить даже такие нюансы, которые впоследствии помогли Украине отстоять свои позиции и не выплачивать крупные штрафы. Руководство КБ «Южное» тогда обошлось скромным письмом, в котором указывалось, что «...помощь со стороны ЛКД имела большое значение в условиях отсутствия других источников информации». Хотя на самом деле именно ужгородцы тогда спасли их имя».

За отслеженный ужгородцами «Фобос» россияне поблагодарили всю Украину

Через некоторое время также в Ужгороде разбирались в причинах выхода из строя российского спутника КА «Фобос-грунт», который должен был лететь на Марс. Россияне обратились ко всем украинским обсерваториям за помощью, поскольку не смогли справиться сами. Тогда так же отследить смогли во Львове, но в Ужгороде не только увидели, но и проанализировали и обнаружили, что спутник стал полностью неуправляемым. Благодаря этим данным россияне получили полную картину по ИСЗ, а затем написали письмо в адрес Премьер-министра Азарова с благодарностью за помощь в выявлении причины дестабилизации спутника.

Такие шаги, по словам руководителя лаборатории, стали возможными после того, как ученые учреждения разработали метод, пока единственный в Украине, наблюдения за неуправляемыми спутниками на орбите, составление прогноза их «поведения». «До сих пор бытовало мнение, что искусственный спутник, выходя из строя, просто вращается на орбите, постепенно замедляя свое движение, - говорит В. Епишев. - Однако мы отследили, что это не так: на ИСЗ имеет огромное влияние Солнце - от его «движения» меняется траектория спутника, его колебания - он раскачивается невероятно. Если бы эти данные учитывать, то сегодня можно было бы избегать очень многих проблем. Причем такие достижения понадобились бы всем ученым мира, особенно при разработке новых ИСЗ. Дело в том, что околоземная орбита сейчас очень засорена и спутниками, и их частицами (китайцы додумались взрывать те спутники, которые вышли из строя, и это повлекло новые проблемы: где раньше летал один спутник, сейчас летает миллион осколков), и вывода каждого нового спутника - чрезвычайно тонкая и сложная работа. При этом наши практические исследования имели бы большое значение, поскольку сейчас при разработке спутников в Украине используют только теоретические знания. Однако наши разработки пока никому не нужны...

С финансированием лаборатории действительно трудно. Большинство ее сотрудников энтузиасты, здесь на двух ставках сейчас работают четыре человека. Для них ночные патрулирования у телескопов - смысл жизни. «С 1991 года число работников лаборатории уменьшилась втрое: с 36 до 12 специалистов. Среди них сейчас у нас работает только трое молодых специалистов в возрасте от 23 до 27 лет», - сокрушенно рассказывает руководитель лаборатории Виталий Епишев. Он надежду только на новое руководство университета - может, вместе удастся достучаться до Министерства образования Украины и объяснить, насколько весомой и нужной является Станция космических исследований в Ужгороде.

Анна Ященко, Закарпатская правда, 24 марта 2013 года