Главная » 2014 » Май » 18 » Кризис в Украине может откликнутся на освоении космоса

Кризис в Украине может откликнутся на освоении космоса

Украинский политический кризис существенным образом отражается на мировой космической отрасли. Россия и Америка, главные лидеры в освоении космического пространства вновь на пороге разрыва дружеских отношений, как это было до стыковки "Аполлона" і "Союза" в 1975 году. О том, какой след оставляет в этих отношениях сегодняшняя политическая ситуация в Украине - рассуждает 18 мая Джонатан Амос, корреспондент по вопросам науки (BBC News) в статье "Космический отголосок украинского кризиса". Мы публикуем квинтэссенцию его рассуждений.

...США ограничили полномочия своих федеральных чиновников на встрече с российскими коллегами и запретили экспорт некоторых технологий. В ответ русские угрожают прекратить экспорт в США ракетных двигателей в случае, если те будут использованы для запуска американской военной техники - что происходит постоянно, ведь их крепят к первой ступени ракеты "Атлас".

Ежегодно несколько таких ракет выводят на орбиту космические корабли Военно-воздушных сил США и Национального управления военно-космической разведки.

Россия также угрожает закрыть расположенные на ее территории станции наблюдения, которые сотрудничают со спутниками американской системы позиционирования GPS - хотя, по словам Москвы, это только ответ на запрет со стороны Вашингтона построить в Америке новые станции, которые бы поддерживали ГЛОНАСС, аналогичную российскую систему позиционирования.

Кроме того, ходят слухи, что Россия не согласится на продолжение операций на международной космической станции после 2020 года, к которым стремятся остальные международные партнеры.

Дмитрий Рогозин, заместитель главы российского правительства, ответственный за космическую и военную промышленность, также подливает масла в огонь.

Когда США ввели санкции в области технологий, он написал: "Проанализировав санкции против нашего Космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута. Санкциями против российской космической программы Америка подводит собственных работников МКС". Он даже опубликовал фото батута с логотипом НАСА.

Одна из карикатур на освоение космоса NASA батутами (фото сайта: oppps.ru)

Этой шуткой он намекает на нынешнее положение вещей: чтобы доставить своих астронавтов на космическую станцию​​, Америка должна покупать места в российских капсулах "Союз". После того как в 2011 г. были сняты с эксплуатации американские шаттлы, "домашней" альтернативы больше нет.

Во многом это пустое брюзжание. Впрочем, россиянам следует быть осторожными. Сейчас они с американцев имеют немалую выгоду. Экспорт двигателей РД -180 для ракет " Атлас" приносит российской космической промышленности сотни миллионов долларов в год. А авиабилеты к МКС на "Союзе" продается по цене более 60 миллионов долларов.

Сейчас американский "Атлас " запускают в космос с помощью двосоплового двигателя РД -180 российского производства. Но в конгрессе США уже раздаются голоса в поддержку того, чтобы отдать эти деньги американской промышленности - на разработку и производство собственного двигателя первой ступени.

...Сегодня мы имеем МКС - яркую звезду международного единства, где космонавты и астронавты многих национальностей, не только американцы и россияне, успешно работают бок о бок. Не хочется, чтобы что-то эту звезду омрачило.

"Украина Аномальная" по материалам: http://www.bbc.co.uk/ukrainian/science/2014/05/140518_space_russia_usa_troubles_ms.shtml